На рынке новостроек в Москве продаются студии площадью от 8-ми с половиной до 15-ти квадратных метров. Это самая маленькая площадь за всю историю строительства домов в России. Специалисты называют микроквартиры хорошей возможностью для стартапа и получения московской прописки.
Ведущий проекта Алексей Чечёткин и его эксперты отправляются на поиски НЕтиповых образцов типовой застройки времён СССР.
— Дом-колбаса: 300-метровая гордость Григория Симонова – знакового архитектора эпохи строительства жилмассивов 20-30-х годов.
Каких помещений жильцов лишили, а какие, наоборот, добавили, по сравнению с тем же домом Политкаторжан?
— Немецкие коттеджи: изысканность, качество и помпезность неоклассицизма, несмотря на голодные послевоенные годы.
Действительно ли районы Чёрной речки, Елизаровской и Удельной застраивали пленные немцы?
— Дом-стакан с бесконечными коридорами огромным стеклянным пентхаусом… Это Купчино, детка! А ещё — дом с трёхуровневыми квартирами-трансформерами. Почему в унылые брежневские 80-е советская архитектура вернулась к экспериментам конструктивизма?
— 137-я серия – самая массовая среди панельных домов в Ленинграде, но это вовсе не значит, что самая однообразная. Как архитектору Владимиру Реппо живётся в доме «собственного производства»? И как дефолт 90-х вынудил исхитряться и достраивать панельный дом на Звездной из кирпича?
Как это не парадоксально, самые невзрачные строения Советской империи стали самым ярким моментом в жизни многих миллионов граждан этой империи: они получили СВОЮ квартиру! Без вредных соседей, отравленных супов и очередей в уборную. Впервые за все время существования Советского Союза власть повернулась лицом к народу и воплотила в жизнь самый крупный социальный проект в истории СССР, который, однако, своим монотонным обилием только усугубил серость и однообразность и без того серых и однообразных советских будней.
Впрочем, вопрос о том, что есть «хрущевки» — великое ли дело великого переселения народа из коммуналок, либо очередной «волюнтаризм» скорых на руку властей, на несколько десятилетий лишивших страну Архитектуры — в фильме не поднимается. Блага и издержки «хрущевок» очевидны, и поэтому каждый имеет право на свое мнение.
Создатель фильма Елизавета Листова исследует корни происхождения этого ныне исчезающего (по крайней мере, в российской столице) вида жилья, и рассказывает о том, почему «хрущевки» получились именно такими, какими получились.
Могли ли они быть другими? Откуда взялись нормы, скажем, высоты потолка — 2.40? Почему первые дома были не выше пяти этажей? Кто рассчитал такие параметры? Чего стоило инженерам и архитекторам сделать эти дома хотя бы такими, какие они есть?
Официальный YouTube канал телеканала «История».
История — это ярко, интересно, интригующе и познавательно.
Философия телеканала «История» — это самый широкий взгляд на эволюцию человечества: от древнейших цивилизаций и великих открытий прошлого до величайших загадок и тайн настоящего, а также великие войны и победы, великие люди, великая любовь и предательство – все то, что делает историю интересной и увлекательной.
В эфире будет место всем точкам зрения, взглядам и интерпретациям событий и фактов, оказавших ключевое влияние на ход истории.
Какие закулисные тайны бортпроводники скрывают от своих пассажиров?
Предложи свою идею для следующих видео: bit.ly/2kwqhuh
Подпишись и узнавай больше WTFактов! ► bit.ly/3jToBoa ◄
Следи за обновлениями! ► goo.gl/JyGcTtgoo.gl/5c8dzr ◄
Для связи по всем вопросам об авторских правах, а также общим вопросам: hello@beamazed.com
Правовая информация:
Все разрешения на использование изображений/кадров в видео, не созданных непосредственно Be Amazed, получены из следующих источников: pastebin.com/ZgusXNcR
Фильм Елизаветы Листовой о создании Московского метрополитена, ставшего символом не только советской столицы, но и всей страны. Повествованием охвачен период от первых дореволюционных проектов до хрущевских времен, времен «борьбы с излишествам в советской архитектуре».
Решение строить в Москве метро было принято в самый разгар первой пятилетки. Как показали рассмотренные авторами документы, нынешние представления о Москве 30-х как о малолюдном городе с просторными улицами и минимумом транспорта являются устойчивым заблуждением, транспортная проблема тогда была едва ли не более острой, чем сейчас. На метро в этом смысле возлагались большие надежды.
Другой миф, развеянный в фильме с помощью архивных документов, – метро как образцовое советское строительство. У советских руководителей не было четкого представления о том, каким должно быть московское метро. У инженеров не было никакого опыта подобного строительства, а технические решения принимались очень оперативно, порой прямо во время работ. Контуры нынешнего метро вырисовывались постепенно, и не на бумаге, а прямо «на натуре».
Строительство сопровождала постоянная нехватка оборудования, материалов и квалифицированных кадров, а также слабое знание геологических условий Москвы. Острый дефицит рабочей силы компенсировали привлечением раскулаченных крестьян и комсомольцев с различных московских предприятий – от текстильных до кондитерских.
Авантюру превратили в триумф благодаря дерзкому таланту инженеров, призванных на метро руководителем беспрецедентного строительства, более чем одиозным сталинским наркомом Лазарем Кагановичем. Последнему в фильме уделено особое внимание. С помощью документов и интервью родственников Каганович открывается с новой, неожиданной стороны – как ценитель архитектуры и даже автор одного из известнейших входов метро.
Гордость московского метро — его архитектурное оформление — было сделано в последний момент, незадолго до начала эксплуатации. К работе привлекли маститых русских архитекторов, например Ивана Фомина. Но прославилась и молодежь. Один из героев фильма – архитектор Алексей Душкин, душа московского метро, автор самых знаменитых станций: «Площадь революции», «Маяковская», «Новослободская».
Метрополитен оставался крупнейшей стройплощадкой Москвы не одно десятилетие. Строительство не прекращалось даже в годы войны.
Метро и война – отдельная глава фильма. Приказ об уничтожении метро ввиду наступления фашистов отменили в последний момент. И тогда метро превратилось в бомбоубежище, приютило Генеральный штаб, штаб ПВО и даже библиотеку.
«Сталинское метро», помпезное и дорогое, в середине 50-х оказалось одним из главных объектов «борьбы с архитектурными излишествами», в результате которой лучшие архитекторы, в первую очередь Душкин, в расцвете творческих сил остались без работы. Началась эпоха так называемого «кафельного метро». Вместо великолепия и эффектности станций от проектировщиков стали требовать километры новых линий.
Официальный YouTube канал телеканала «История».
История — это ярко, интересно, интригующе и познавательно.
Философия телеканала «История» — это самый широкий взгляд на эволюцию человечества: от древнейших цивилизаций и великих открытий прошлого до величайших загадок и тайн настоящего, а также великие войны и победы, великие люди, великая любовь и предательство – все то, что делает историю интересной и увлекательной.
В эфире будет место всем точкам зрения, взглядам и интерпретациям событий и фактов, оказавших ключевое влияние на ход истории.
Алексей Земсков проверяет компании по установке натяжных потолков из трех ценовых сегментов: дешевом, среднем и дорогом. И рассказывает, как мастера обманывают клиентов.
Хижина отшельника на Васильевском острове, башня на Пяти углах и дом Лесника под Петербургом – необычные решения жилищного вопроса в репортаже Павла Никифорова.